- Апокрифы
-
АПО́КРИФЫ (от греч. слова αποκριφοζ — тайный, сокровенный) — переводные соч., возникшие в др.-евр., сирийской и визант. кн. среде, слав. тексты к-рых были изв. в Киев. Руси с древнейших времен, что говорит об их предназначенности только посвященным, знающим книжникам. Впоследствии эти соч., рассказывающие подробности о персонажах библ. истории и Свящ. Писания, но не вошедшие в канонич. христ. тексты, назыв. "отреченными" и не допускаются церковью к чтению (часто занесены в спец. индексы отреченных или, ложных, книг). Следы такого индекса встречаются уже в "Изборнике Святослава 1073 г." Происхождение нек-рых слав. А. связывается с возникшей в Болгарии в 10 в. богомильской ересью (по имени попа Богомила). Др.-болг. лит-ра в процессе передачи А. на рус. почву сыграла роль "лит-ры-посредницы". С нек-рыми А. рус. читатели знакомились в составе Толковой Палеи и хронограф. сводов. В Киев. Руси были известны апокрифич. жития (Василия Нового, Андрея Юродивого), хождения (Богородицы по мукам, старца Агапия в рай), деяния апостолов (апостол. "обходы": Павла и Феклы, Петра и Павла, Андрея и Петра и др.), сказания (об Аврааме, Моисее, Давиде, Адаме и Еве, Соломоне, Мелхиседеке и др.), апокалипсисы и видения (Авраама, Даниила), евангелия (Фомы, Никодима, Иакова) и нек-рые др. жанровые формы. В А. поднимались вопросы о миротворении, добре и зле, эсхатологич. ожиданиях. Обилие легенд., фантастич., беллетрист. материала превращало А. в подобие "нар. Библии", занимающей промежут. положение между книжной и устной культурой. Несмотря на церк. запрещения, А. имели широкую читат. среду и попадали в сб-ки канонич. состава (Четьи-Минеи, Торжественники). Мн. из них генетич. связаны с духовными стихами. В 19 в. А. издавались и изучались Н. С. Тихонравовым, А. Н. Пыпиным, И. Я. Порфирьевым, И. Я. Франко, М. И. Соколовым, в 20 в. — А. И. Яцимирским, Н. А. Мещерским, О. В. Твороговым.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.